Ассоциация детей,
учителей и родителей

ГБОУ Центра образования № 1483
города Москвы

Восточный административный округ 

 

   Уважаемые учителя, обучающиеся и их родители!
   Информируем Вас о начале Всероссийского конкурса сочинений.
   Конкурс направлен на возрождение традиций написания сочинения как самостоятельной творческой работы, в которой отражаются личностные, предметные и метапредметные результаты на разных этапах обучения и воспитания личности.

   Конкурс проводится среди обучающихся 4-11 классов и обучающихся организаций среднего профессионального образования.
   Учредителем конкурса является Министерство образования и науки Российской Федерации.
Конкурс проводится в четыре этапа:
   1 этап - очный (на базе образовательной организации): прием заявок на участие в конкурсе, написание конкурсных работ, определение победителей и направление работ-победителей на следующий этап - до 20 сентября 2015 года;
   2 этап - заочный муниципальный (межрайонный): определение победителей и направление работ-победителей на следующий этап - до 1 октября 2015 года;
   3 этап - заочный региональный (городской): определение победителей и направление работ-победителей на следующий этап – до 15 октября 2015 года;
   4 этап - заочный (федеральный): работа жюри федерального этапа - до 25 октября 2015 года; определение победителей и призеров Экспертным советом конкурса - до 31 октября 2015 года.
    Тематические направления Конкурса:
- биография и творчество А.П. Чехова;
- биография и творчество И.А. Бунина;
- поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»;
- роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»;
- литературное произведение о Великой Отечественной войне.
   Тему конкурсной работы и жанр участник конкурса определяет самостоятельно в рамках выбранного им тематического направления.
  Жанры конкурсных работ: рассказ, сказка, письмо, заочная экскурсия, очерк, слово, эссе.
   Обращаем ваше внимание!
   На муниципальный (межрайонный) этап конкурса от каждой образовательной организации передается 4 работы (по одной работе от каждой возрастной группы участников).
   На региональный (городской) этап конкурса от каждого межрайонного совета директоров передается 4 работы (по одной работе от каждой возрастной группы участников).
   Оператором регионального этапа в г. Москве является Городской методический центр Департамента образования города Москвы.
   Страница конкурса на сайте Городского методического центра: http://vks.mosmetod.ru .
   Контактные лица:
- организационные вопросы: Виктор Викторович Фёдоров, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.; Ирина Викторовна Круглова, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ;
- техническое сопровождение: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
 
   Подробная информация о конкурсе (в том числе методические рекомендации по его организации и проведению, образцы заявок, бланков и т.д.) размещены на сайте ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования apkpro.ru в разделе «Всероссийский конкурс сочинений» (доступ по ссылке http://www.apkpro.ru/175.html ).
   IV.3. Специфика жанров конкурсных работ

   В соответствии с целями и задачами Конкурса и требованиями к результатам образования, определяемыми ФГОС и реализованными в программах по русскому языку и литературе, определены следующие жанры письменных работ в рамках Всероссийского конкурса сочинений: рассказ, сказка, письмо, заочная экскурсия, очерк, слово, эссе.
    Жанр своего сочинения участник Конкурса определяет самостоятельно.
   Рассказ
   1. Небольшое повествовательное прозаическое литературное произведение, содержащее развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии, случае, житейском эпизоде.
   2. Небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.
   3. Небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.
   Сказка
   1. Повествовательное литературное произведение о вымышленных лицах и событиях с установкой на фантастический вымысел.
   2. Повествовательное, народно-поэтическое или авторское художественное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
   3. Повествовательный жанр с волшебно-фантастическим сюжетом, с персонажами реальными и (или) вымышленными, с действительностью реальной и (или) сказочной, в которой по воле автора поднимаются эстетические, моральные, социальные проблемы всех времен и народов.
   Письмо
   1. Эпистолярный жанр литературы, обращение автора к определенному лицу с постановкой какого-либо важного вопроса.
   2. Жанр публицистики, предполагающий обращение автора к широкому кругу читателей с целью привлечения внимания к какому-либо факту или явлению действительности.
   Заочная экскурсия
  1. Разновидность текста-описания, объектом которого является какая-либо достопримечательность.
   2. Разновидность очерка, посвященного какому-либо историко-культурному памятнику, в котором в равных долях присутствуют элементы описания, повествования и рассуждения.
   Очерк
  1. Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-либо.
   2. В художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. Публицистический, в том числе документальный очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого их истолкования автором.
   3. Литературный жанр, отличительным признаком которого является художественное описание по преимуществу единичных явлений действительности, осмысленных автором в их типичности. В основе очерка как правило лежит непосредственное изучение автором своего объекта. Основной признак очерка — писание с натуры.
   Слово
   1. Жанр ораторской прозы и публицистики.
   2. Литературное произведение в форме ораторской речи, проповеди или послания; повествование, рассказ вообще.
   3. В древнерусской литературе – название произведений поучительного характера, «учительная проза» риторико-публицистического характера. Чаще всего «слово похвальное» требовало изустного произнесения, но, создаваясь заранее (в письменном варианте), оставалось в национальной культуре письменным произведением.
   Эссе
   1. Жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы.
   2. Разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций.
   3. Прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу.
   4. В современном литературоведении – очерк или статья, насыщенные теоретическими, философскими размышлениями.

   IV.4. Тему конкурсной работы участник Конкурса формулирует самостоятельно в зависимости от заданных тематических направлений и жанров конкурсных работ. В этом случае содержание работы будет внутренне мотивированно, что, в свою очередь, может обеспечить оригинальность и самостоятельность работы, стимулировать творчество. Кроме того, самостоятельно сформулированная тема будет еще одним показателем развития текстовой компетенции, поэтому в критерии оценивания конкурсных работ внесен соответствующий критерий.

    Примеры формулировок тем в разных жанрах по тематическим направлениям
«История моего знакомства с …. (писателем или произведением)». Жанр – рассказ.
«О чем книги говорят по ночам». Жанр – сказка.
«Здравствуй, будущий читатель …. (писателя или произведения)». Жанр – письмо.
«Где ты, где ты, отчий дом?» На родине С.А. Есенина». Жанр – заочная экскурсия.
«Не гаснет памяти свеча». «Севастопольские рассказы Л.Н. Толстого». Жанр – очерк.
«Слово о Грибоедове». Жанр – слово.
«Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека» (Белинский), (размышления о романе, например, «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского» или «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина»). Жанр – эссе.
«…Что есть красота и почему ее обожествляют люди?» (размышления, навеянные стихотворением Н.А. Заболоцкого «Некрасивая девочка»). Жанр – эссе.
«В нашем городе есть памятник…» (о памятнике, посвященном Великой Отечественной войне). Жанр – очерк, заочная экскурсия.
«История страны – это история людей» (о конкретном человек или семье в годы ВОВ). Жанр – рассказ, очерк.
«Театральный музей – дело жизни А.А. Бахрушина». Жанр – заочная экскурсия, рассказ, эссе, слово.

   Данные примеры являются ориентировочными. Использование предложенных формулировок в неизменном виде на Конкурсе повлечет за собой понижение общего балла.


   V. Порядок проведения Конкурса и требования к конкурсным работам

  V.1. Участниками Конкурса являются обучающиеся государственных, муниципальных и частных общеобразовательных организаций, обучающиеся организаций среднего профессионального образования, реализующих программы общего образования Российской Федерации, в том числе дети-инвалиды и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.
   Среди участников Конкурса выделяются 4 возрастные группы:
   1 возрастная группа – обучающиеся 4 – 5 классов;
   2 возрастная группа – обучающиеся 6 – 7 классов;
   3 возрастная группа – обучающиеся 8 – 9 классов;
   4 возрастная группа – обучающиеся 10 – 11 классов и обучающиеся организаций среднего профессионального образования.
  Участие в Конкурсе добровольное.
   Рабочим языком Конкурса является русский язык.

   V.2. Конкурс проводится в четыре этапа:
   1 этап – очный (на базе образовательной организации): прием заявок на участие в Конкурсе, написание конкурсных работ, определение победителей и направление работ победителей на следующий этап – до 25 сентября 2015 года;
   2 этап – заочный (муниципальный): определение победителей и направление работ победителей на следующий этап – до 5 октября 2015 года;
  3 этап – заочный (региональный): определение победителей и направление работ победителей на следующий этап – до 15 октября 2015 года;
   4 этап – заочный (федеральный): работа жюри федерального этапа – до 25 октября 2015 года; определение победителей Экспертным советом Конкурса – до 31 октября 2015 года.
Работы, переданные на следующий этап Конкурса с нарушением сроков, не подлежат рассмотрению.

   V.3. Порядок проведения очного (на базе образовательной организации) этапа Конкурса
   1-ый этап Конкурса (очный) проводится на базе образовательной организации.
   Каждый обучающийся, желающий принять участие в Конкурсе, с помощью учителя, обеспечивающего педагогическое сопровождение детей – участников Всероссийского конкурса сочинений, должен подготовить и предоставить в Рабочую группу школьного уровня регистрационную заявку.

Яндекс.Метрика